Внимание! Studlandia не продает дипломы, аттестаты и иные документы об образовании. Наши специалисты оказывают услуги консультирования и помощи в написании студенческих работ: в сборе информации, ее обработке, структурировании и оформления работы в соответствии с ГОСТом. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.
Нужна индивидуальная работа?
Подберем литературу
Поможем справиться с любым заданием
Подготовим презентацию и речь
Оформим готовую работу
Узнать стоимость своей работы
Дарим 200 руб.
на первый
заказ

Дипломная работа на тему: Личностные особенности супругов, переживших развод

Купить за 600 руб.
Страниц
72
Размер файла
108.29 КБ
Просмотров
59
Покупок
0
Изучение социально-психологических аспектов семьи и брака, исследование взаимодействия супругов, их удовлетворенности супружеством, ролевых отношений в браке, стабильности и устойчивости отношений, личностных особенностей супругов являются в настоящее время наиболее важными задачами психологии семьи. Особый всплеск активности в изучении семьи и брака приходится на период середины 90-х годов XX века. Сегодня отечественные и зарубежные монографии, посвященные психологическим проблемам семьи и брака, перестали быть редким явлением (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис, Б.Н. Кочубей, В. Сатир, Э. Берн и др.). В большинстве этих исследований нашли отражение мотивы вступления в брак, функции семьи, причины семейных конфликтов и разводов, методы семейной терапии и консультирования.

Введение

Изучение социально-психологических аспектов семьи и брака, исследование взаимодействия супругов, их удовлетворенности супружеством, ролевых отношений в браке, стабильности и устойчивости отношений, личностных особенностей супругов являются в настоящее время наиболее важными задачами психологии семьи.

Особый всплеск активности в изучении семьи и брака приходится на период середины 90-х годов XX века. Сегодня отечественные и зарубежные монографии, посвященные психологическим проблемам семьи и брака, перестали быть редким явлением (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис, Б.Н. Кочубей, В. Сатир, Э. Берн и др.). В большинстве этих исследований нашли отражение мотивы вступления в брак, функции семьи, причины семейных конфликтов и разводов, методы семейной терапии и консультирования.

Немало работ в последствие появилось посвященных изучению психологических характеристик семьи и внутрисупружеских отношений. Это труды С. Минухина, В. Сатир, Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса, С.В. Ковалева. Ими глубоко исследованы вопросы социально - психологической характеристики супружеских и детско - родительских подсистем семьи, параметры функционирования семьи, фазы развития супружеских отношений, стадии жизненного цикла семьи и другие вопросы. Этими специалистами отмечается, что нередко в семье возникает состояние полной семейной неудовлетворенности в результате конфликтных ситуаций, в которых проявляется заметное расхождение между ожиданиями индивида по отношению к семье и ее действительной жизнью.

Известно, что семей без конфликтов практически не существует. Человек находится в постоянном конфликте даже с самим собой. Конфликты существенно различаются в разных семьях по характеру и частоте, а главное, по умению супругов их разрешать, по культуре поведения в конфликтной ситуации. Нередко конфликт в семье может завершаться разводом.

В современном обществе развод как явление оценивается неоднозначно. Если раньше его интерпретировали однозначно отрицательно - как угрозу семье, то сегодня возможность расторжения брака рассматривается как неотъемлемый компонент семейной системы, необходимый для реорганизации ее в тех случаях, когда сохранить семью в прежнем составе и структуре оказывается невозможным.

Проблема развода находится в тесной связи с изменением типа отношений в современной семье: новые модели семьи порождают собственные формы разрыва, посттравматический кризис после разрыва и сложные дезадаптивные отношения в распавшейся семье. В последние годы в нашей стране растет число разводов при одновременном сокращении заключаемых браков. По расчетам демографов, больше половины мужчин и женщин в течение жизни расторгают брак: в среднем распадаются два из каждых трех зарегистрированных браков. Более 60% разводов приходятся на молодые семьи, просуществовавшие менее 5 лет [45].

Проблема отношений в семье после развода является особенно актуальной в связи с увеличением числа распадающихся семей, что сопровождается острым психологическим дискомфортом в семье (С.Т. Агарков, А.Н. Аккерман, С.И. Голод, В.В. Елизаров, И.М. Кичанов, С.В. Ковалев, Л.П. Кукса, К. Маданес, И.К. Мацкевич, А.Е. Павлюков, Я.Я. Соотак, Л.Ф. Филюкова и др.). Одной из причин обострения внутрисемейной ситуации после развода являются дезадаптивные отношения бывших супругов. Развод - это не всегда отрицательное явление для семьи: немало жизненных ситуаций, когда в случае развода улучшается атмосфера в семье, но чаще всего внутрисемейная ситуация, отношения между членами семьи осложняются, что приводит и к деструктивным отношениям между супругами. Осложняющими факторами в семье после развода выступают взаимные отношения членов друг к другу в новой для них ситуации фрустрирующего характера.

Вместе с тем, следует констатировать, что в психологической науке на сегодняшний день изучение личностных особенностей супругов, переживших развод - это малоизученная область исследований, поскольку исследование личностных особенностей разведенных супругов, как и самого развода, весьма затруднено, так как это область сугубо личной и интимной жизни человека.

Решение данной проблемы легло в основу данного дипломного исследования и формулировку его научно - категориального аппарата.

Цель настоящего исследования состоит в изучении личностных особенностей супругов, переживших развод.

Объектом исследования является развод как психологический феномен.

Предмет исследования - личностные особенности супругов, переживших развод.

Гипотеза данного дипломного исследования заключается в предположении о том, что:

) у супругов, переживших развод существуют определенные личностные особенности: низкий уровень коммуникативного контроля, высокий уровень тревоги и агрессии;

) у супругов, переживших развод существуют взаимосвязи между уровнем тревоги и агрессией, а так же между самоконтролем в общении и враждебностью.

Достижение вышеназванной цели предполагает решение следующих задач:

. Анализ и изучение специальной литературы по проблеме исследования.

. Описание основных философских, культурологических и психологических подходов к разводу.

. Обоснование динамики, факторов, причин развода и его психологических последствий для супругов.

. Проведение эмпирического исследования личностных особенностей супругов, переживших развод.

В качестве методов исследования мы применили следующие:

. Метод теоретического анализа литературы.

. Метод беседы.

. Метод тестирования.

. Статистические методы обработки.

Теоретическую основу данного исследования составили положения отечественных специалистов в области:

) психологии семьи и супружеских отношений (Ю.Е. Алешина, Г.М. Андреева, А.И. Антонов, В.В. Бойко, А.Н. Волкова, А.Г. Ковалев, А.П. Ощепкова, В.В. Столин, В.А. Сысенко, В.С. Торохтий, А.Г. Харчев, В.М. Шепель и др.);

) конфликтологии и психологии семейных и супружеских конфликтов и способов их разрешения (Н.Н. Обозов, В.А. Сысенко, С.В. Ковалев, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис и др.);

) психологии семьи, посвященные изучению факторов благополучия семейных взаимоотношений: стабильности супружеских отношений, супружеской совместимости (А.Н. Волкова, Н.Н. Обозов и А.Н. Обозова), проблеме сходства-различия супругов в плане личностных характеристик, ролевых и ценностных ориентаций (А.Н. Волкова, К. Витек, Т.В. Галкина, А.К. Дмитренко, Д.В. Ольшанский, А.П. Ощепкова и др.).

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты работы могут быть использованы в процессе подготовки специалистов - психологов, а также в практике работы семейных консультантов и психологов.

I. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВОДА

1.1 Развод: понятие и исторический взгляд на проблему в философии и психологии

Для более детального изучения объекта нашего исследования следует подробно рассмотреть понятие развода с психологической точки зрения и обратиться к истории изучения данного вопроса в философии, истории, культурологи, религии и психологии.

Развод - это расторжение брака, то есть юридическое прекращение его при жизни супругов [19].

Развод представляет собой ненормативный кризис семьи, главным содержанием которого является состояние дисгармоничности, обусловленное нарушением гомеостаза семейной системы, требующее реорганизации семьи как системы. Развод - это результат кризисного развития отношений супружеской пары [31].

Психологическая энциклопедия определяет развод (divorce) - как "предусмотренное законом расторжение брака" [28].

С психологической точки зрения развод есть изменение баланса сил, поддерживающих и разрушающих брак. К поддерживающим факторам можно отнести морально-психологическую и отчасти экономическую заинтересованность друг в друге, удовлетворенность брачно-семейными отношениями, а также социальные нормы, ценности, санкции. К факторам, разрушающим брак, - проявления взаимного недовольства и неприязни, антипатию, раздражение, ненависть. Внешние факторы также стимулируют развитие и обострение внутрисемейных конфликтов (неприятности на работе, противоречия с родственниками и соседями, связи адюльтерного характера) [44].

Осуществленному разводу, как правило, предшествуют неоднократные попытки супругов разойтись. Развод и его психологические следствия представляют актуальную проблему современного российского общества. Согласно статистике, сегодня каждый четвертый брак в России распадается, причем, по данным исследований, 67 % мужчин и 32 % женщин считают, что развод можно было предотвратить.

Обратимся к истории формирования различных взглядов на проблему развода.

Первое упоминание о разводе встречается в своде законов вавилонского царя Хаммурапи, жившего еще в XVIII веке до нашей эры. С тех пор прошло почти четыре тысячелетия. Положения о разводе многократно менялись, в разных частях света и в различные исторические периоды действовали и продолжают действовать различные положения о разводе. Случалось, что где-то развод был чрезвычайно затруднен, а где-то, наоборот, становился до смешного простой процедурой [36].

Есть сведения о фактах ухода мужа от жены или жены от мужа, которые относятся к первобытнообщинному строю. С.Я. Вольфсон, ссылаясь на зарубежных исследователей, называет племена ирокезов, контавров, кондов и других, у которых в данный период право расторжения брака принадлежало исключительно жене. Хотя фактический производитель ребенка мог быть известен, он не считался его отцом, и в случае расторжения брака все дети следовали за матерью [7].

Автор также отмечает, что в Египте, например, в брачных договорах фиксировалось право жены расторгнуть брак, если она возненавидит своего супруга или полюбит другого [там же, с. 63]. В этих документах заранее устанавливались высокие штрафы за проступки со стороны мужа, а женщине предоставлялось абсолютное право распоряжаться принесенным в дом имуществом, а также оставлять семью. В Древнем Египте после воцарения династии Птолемеев развод осуществлялся свободно для обеих сторон. Это означает, что стать инициатором разрыва супружеской связи мог стать и муж, могла стать также и супруга [17].

В Междуречье замужняя женщина могла иметь своё имущество, сохраняла право на приданное, имела право на развод [36].

В Древних Афинах девушек выдавали замуж строго по решению родителей, и мужа они видели непосредственно на церемонии [36], соответственно, и права на развод женщина не имела.

В рабовладельческом обществе разводы представляли собой естественную реакцию на порабощенное положение женщины. Тот же С.Я. Вольфсон, рассматривая состояние римской семьи, указывает, что "на фоне общего разложения римской паразитической верхушки и вырождения правящих кругов Рима это означало распад семейных устоев, необузданный разгул и распущенность... Уже на закате республики брак теряет свою устойчивость, становится часто мимолетным" [7]. Рабовладельческие государства пытались сдержать распад патриархальной семьи путем жестких репрессий.

В период феодализма в христианских странах развод становится сложной и редкой процедурой. Интересно, что в этот период в католических странах измена не считалась достаточной причиной для расторжения брака. Последствием адюльтера феодалы делают не развод, а материальную компенсацию, так как считалось, что измена жены - это нарушение права собственности и требует имущественного возвращения пострадавшему [7].

Расторжение брака было весьма затруднительным в период средневековья. В этот период развод ("распуст") разрешался лишь в исключительных случаях. При этом права супругов были неравны. Муж мог развестись с женой в случае ее измены, причем к измене приравнивалось общение с чужими людьми вне дома без разрешения супруга. В позднем средневековье (начиная с 16 века) развод разрешался с условием пострижения в монахи одного из супругов. Православная церковь разрешала одному лицу вступать в брак не более трех раз. Торжественный обряд венчания совершался, обычно, лишь при первом браке. Четвертый брак категорически запрещался.

Что касается Руси, то к концу I тысячелетия у полян уже сложилась моногамная семья, а у родимичей, кривичей, вятичей по-прежнему имела место полигамия. Развод в языческой Руси проходил свободно. Вопрос о нравственно-этической оценке явления встает на повестку дня после Крещения Руси. Формируется двойственное отношение к разводу. С одной стороны, принятие христианства большинством населения означало обязательное признание святости и нерушимости церковного брака, в связи с чем даже само желание кого-то из супругов расторгнуть брачные узы должно было рассматриваться как отклонение от нормы. Закладываются основы отрицательного отношения общества к разводу, появляются запреты на возможность расторжения брака в законодательстве и первые карающие санкции со стороны церкви и государства по отношению к разведенным, масштабы явления уменьшаются. С другой стороны, в отличие от католической, православная церковь признавала возможность развода: на Руси, хотя и формально, существовали поводы к прекращению брака (основным являлось прилюбодеяние, так как на расторжение брачных уз в случае измены указывает Евангелие). Некоторое время даже после Крещения Руси допускался развод по обоюдному согласию супругов, при чем в нем ещё долго просматриваются элементы частной сделки. Например, если супруги приходили к соглашению по вопросу о разводе, ими определялась денежная сумма или достойный эквивалент, которые могли бы возместить потери [35].

С началом образования Российского централизованного государства и вплоть до воцарения Петра I негативное отношение к разводу как к явлению девиантному, "богопротивному" усиливается. Усложняется процедура расторжения брака, а развод по обоюдному согласию запрещается законом. Это связано, прежде всего, с проникновением в массовое сознание и светское законодательство христианского догмата о святости и нерушимости брака. С этого момента его расторжение возбраняется не только церковью, но и государством.

Переход к капитализму внес существенные коррективы в брачно-семейные отношения. С подъемом женского движения в Европе и Америке, с выдвижением идеи о недопустимости двойных моральных и юридических стандартов в отношениях между полами развод встает в повестку дня как признанная форма прекращения брачных отношений. Общественное мнение о разводах стало изменяться, семейное и бракоразводное право также совершенствовалось. Например, при изучении отношения российской общественности к разводу в период империи (1672 - 1917 г.г.) может показаться, что оно стало более лояльным. Расширилось количество допустимых поводов к разводу, в качестве которых признавались: прелюбодеяние, неспособность к деторождению, неспособность к брачному сожитию, безвестное отсутствие супруга, покушение на жизнь супруга или жестокое, опасное для жизни и здоровья обращение, принятие монашества, ссылка на каторжные работы с лишением всех прав состояния, двоебрачие [35]. Болезни, даже неизлечимые, не рассматривались в качестве причины для развода.

Современный развод очень отличается от развода в средние века. Впрочем, как и брак. В те далекие времена любовь для заключения брака не имела никакого значения. Женить сына или выдать дочь замуж означало для родителей улучшить свое материальное состояние. А для "сильных мира его" - королей, лордов, знати - укрепить династию. Брачный договор составлялся за спиной молодых. А священность брачных уз всячески подчеркивалась христианской церковью. Особенно нетерпимо к разводам относились католики. До сих пор в некоторых католических странах, чтобы развестись, супругам надо обращаться в Ватикан. Не считалась и измена у католиков достаточным поводом к разводу. И все же церкви приходилось идти на уступки в виде аннулирования неудачных браков. Неудачными же в те времена считались те браки, когда супруги по независящим от них причинам не могли выполнить брачный договор - женщина была бесплодной, муж - психологически болен или импотент. Брак объявлялся недействительным, если супруги были кумом и кумою [17].

Отношение к разводу менялось не только с ходом времени, оно отлично и у представителей разных религий. Рассмотрим это подробнее.

Например, ислам называет развод самой ненавистной Аллаху вещью из всех тех, что Им разрешены. Это самый последний шаг, процедура, к которой прибегают только после того, как все попытки помирить супругов закончились безуспешно. Предупредить развод лучше, чем использовать его как средство "лечения". Лучшее средство предупреждения развода заключается в том, чтобы в первую очередь убедиться, что партнеры подходят друг другу. Это - одна из причин, обусловивших Исламскую модель "устроенного" брака, когда родители, семья и другие мусульмане могут помочь молодым людям в выборе будущих супругов, а не оставлять их наедине с капризами молодости, эмоций и физического влечения, которые наверняка не могут быть надежной основой для брака [32].

Право разорвать семейные узы в мусульманском мире имеет только мужчина. Для того, чтобы расторгнуть брак, мужчине достаточно произнести так называемые "слова развода". Мужчина троекратно говорит "талак" и с этого момента считается свободным. Развод, который таким образом инициирует супруг так и называется - "талак".

Впрочем, для женщины мусульманское право также оставляет возможность избавиться от неустраивающих ее семейных отношений. Женщина может подать заявление в суд, но решение о расторжении брака будет вынесено лишь при наличии очень веских причин. Такое аннулирование брака через суд называется "фисх". А веские причины для расторжения семейного союза могут показаться европейскому человеку и не такими серьезными.

Например, поводом к разводу может послужить неспособность мужа материально обеспечить свою жену. На основании этого судья примет решение о том, что такая семья не имеет право на существование. Несмотря на внешне бесправное положение женщин в мусульманских семьях, на мужчине также лежит большая ответственность. В его обязанности входит материальная поддержка семьи. В противном случае семейные отношения расторгаются. Из прочих нетипичных для европейского мира причин расторжения брака - вероотступничество, совершенное каким-либо супругом. Прелюбодеяние супругов - одна из безусловных причин расторжения брака. Правда, для мусульман большее значение имеет именно неверность супруги [32].

Еще одной причиной для расторжения мусульманского брака могут стать физические недостатки или психические заболевания одного из супругов, которые были скрыты перед вступлением в брак.

Своей разведенной жене мужчина должен выплатить довольно большой выкуп. Поэтому развод для мужчины - крайняя мера. Ведь в результате он теряет не только жену, но и довольно ощутимую сумму денег. А женщина, несмотря на свое внешне ущемленное положение, оказывается под надежной защитой и в ситуации брака, и в ситуации распада семьи [32].

К вопросу распада брака в иудаизме относятся следующим образом: существует выражение: "Когда человек разводится со своей первой женой, даже жертвенник проливает слезы о ее участи" [35]. Ценность брака в системе иудаизма очень велика. Когда появляется опасность, что брак может быть разрушен, прикладывается максимум усилий, чтобы спасти его. Тем не менее, иудаизм признает, что в некоторых случаях развод является единственным реальным решением проблемы. Еврейский развод требует написания и вручения гета - документа о разводе. Гет - это документ, удостоверяющий, что брак был расторгнут. Он должен быть написан на пергаменте квалифицированным писцом. В гете должны быть точно указаны все подробности: в нем должны быть упомянуты все имена, под которыми могут быть известны муж и жена; в нем ясно указывается, где и когда был осуществлен развод.

Несмотря на значение, придающееся браку, еврейская традиция не требует наличия каких-либо "оснований" для развода. Если два человека пытались спасти свой брак, но, в конце концов, решили развестись, никаких реальных препятствий на их пути не ставится. Если обе стороны согласились расторгнуть свой брак, процедура еврейского развода очень проста. Они обращаются в бет дин и он назначает день, когда они должны прийти туда. Писец напишет гет в присутствии даяним (судей) и муж передаст его жене в присутствии двух свидетелей. Если муж и жена не хотят встречаться в зале суда, каждая из сторон (или обе) могут назначить представителя, он - чтобы вручить гет, она - чтобы его принять. Развод вступает в силу с момента получения его женой или ее представителем [17].

Среди практикующих буддизм бракосочетание считается простым соглашением между людьми, а не духовным или религиозным союзом. Поэтому в буддизме нет никакого фиксированного обряда для бракосочетания. Развод, как и свадьба, считается гражданским актом, не имеющим отношения к духовному миру. Нет и религиозных текстов соответствующего содержания.

Индуизм очень серьезно относится к браку. В Индии и сегодня женщина ограничена в выборе партнера. Браки заключаются родителями. Заключению брачного союза предшествуют годы выбора супруга; этот процесс требует мудрости двух семей, старейшины общины, религиозных лидеров. Сначала обязательно составляется астрологический прогноз совместимости будущих супругов. Целью брака в понятии индуистов являются дети, поэтому разрешено иметь несколько жен. Брак становится пожизненным соглашением, развод не предусмотрен. Более того, не допускается вторичное замужество вдов, даже если они еще молоды. Ранее в Индии был широко распространен обряд "Сати" - добровольного самосожжения жены на погребальном костре умершего супруга. Жена, пошедшая на это, считалась "Сати" (доброй, хорошей) и после смерти, как считалось, становилась богиней. Но этот обряд запрещался английскими колониальными властями как жестокий и варварский еще в 19 веке. Единственным поводом к разводу со стороны жены является импотенция мужа, однако и это на практике к разводу не приводит, а заменяется усыновлением или "нийогой", то есть поручением для жены родить мужу наследника от сородича [17].

Развод в православии - это грех. Церковь основана на учении Спасителя, а Он говорил: "Не прелюбодействуй". Первоверховный апостол Павел учил: "А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, ежели разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, и мужу не оставлять жены своей". Бывает, конечно, что люди разводятся, но поводом к этому, с точки зрения Церкви, может служить только супружеская измена, либо " смерть духовная" одного из супругов, когда тот грешит, отпадает от Церкви и не хочет каяться. По канонам православия можно совершать браковенчание до трех раз. Но если первое из них является торжественной службой, при которой над женихом и невестой <http://www.fitodesign.net.uа/> держат венцы, символизирующие небесные короны, то второе венчание - не торжественное, и молитвы при этом читаются покаянные, во искупление греха. И разрешение на него дается не иначе, как самим правящим архиереем. А если Владыка не благословит, то священник венчать не имеет права. Но все же, если человек не может совладать с плотью и она требует своего, то лучше совершить повторное венчание, чем жить в открытом блуде и продолжать грешить.

Католицизм учит: "Разводы недопустимы!" Католицизм считает, что против неверности нет лекарства и поэтому развод бессмыслен. Однако брак может быть аннулирован, то есть признан недействительным. Если развод допустим при нарушении одним из супругов каких-либо правил поведения в семье (хотя в наше время он часто происходит и без этого), то аннулирование возможно в случае нарушения правил вступления в брак, например, при слишком близком родстве между супругами, двоеженстве и т.д. Супруги-католики могут "вспомнить", что 10 лет тому назад они обвенчались не по правилам, и попросить аннулировать брак. Где бы они ни жили, вопрос решается только в Риме. В большинстве католических стран вопросы о разводе регулируются светским, а не церковным законодательством, но церковь не венчает разведенных [17].

Таким образом, завершая данный параграф, можно сделать следующий вывод. Краткий экскурс в историю философии, культурологии и религии показал, как по-разному в различные исторические эпохи в коллективном сознании строились представление об отношениях между супругами. Однако с точки зрения философии, культурологии и религии стоит отметить, что отношение к разводу во все исторические эпохи было крайне отрицательным и негативным.

Рассмотрим психологический аспект развода и его причин в следующем параграфе дипломной работы.

Оглавление

- Введение

- СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВОДА 1.1 Развод понятие и исторический взгляд на проблему в философии и психологии

- Кризисные периоды брака и супружеские конфликты их роль в разводе

- Динамика переживания развода

- Факторы и причины развода

- Психологические последствия развода для супругов ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СУПРУГОВ, ПЕРЕЖИВШИХ РАЗВОД

- Организация эмпирического исследования

- Методики эмпирического исследования

- Результаты эмпирического исследования личностных особенностей супругов, переживших развод

- 4 Выводы

- Заключение

- Список литературы

- Приложение

Заключение

Обобщив результаты нашего исследования, сделаем следующие выводы.

. Супруги тяжело переживают последствия развода, проявляется это в общении посредствам физической агрессии. Они не следят за собой, плохо знают, где и как себя вести, у них присутствует слабый контроль выражения эмоций и поэтому они готовы использовать физическую силу против другого лица. После развода возрастает уровень тревоги, который связан с раздражительностью супругов, готовностью их к проявлению негативных чувств, при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

Так внутренняя композиция разведенных супругов проявляет следующие выраженные корреляции (значении коэффициента корреляции Пирсона r = 0,479, р <0,01):

Самоконтроль в общении и физическая агрессия: 0,530**;

Уровень тревоги и раздражение: 0,430**.

Полученные результаты позволяют нам заявить о том, что после развода супруги становятся более непосредственными и открытыми, они не хотят изменяться в различных ситуациях; это приводит к проявлению различных агрессивных состояний. Исследование показало, что испытуемые, пережившие развод выражают низкий уровень в самоконтроле общения.

Проанализировав полученные данные с позиций качественного анализа, мы получили следующие результаты:

44,4 % изучаемой выборки имеют низкий коммуникативный контроль, из них: 33,3% - выражают средний коммуникативный контроль, 22,2% - выражают высокий коммуникативный контроль.

. Раздражительность разведенных супругов, готовность их к проявлению негативных чувств, при малейшем возбуждении являются основным источником к проявлению недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред. Уровень тревоги разведенных супругов влияет на то, что негативное состояние вызывают зависть и ненависть; они проявляют оппозиционную манеру в поведении, недоверие и осторожность к людям, у которых все хорошо в семейной сфере.

Так внутренняя композиция разведенных супругов проявляет следующие выраженные корреляции (значение коэффициента корреляции Пирсона r = 0,424, при р <0,01; значение коэффициента корреляции Пирсона r = 0,329, при р <0,05):

Раздражение и подозрительность: 0,382*;

Раздражение и негативизм: 0,769**;

Уровень тревоги и обида: 0,522**;

Уровень тревоги и подозрительность: 0,532**;

Уровень тревоги и негативизм: 0,533**.

Полученные результаты позволяют нам заявить о том, что из-за развода у супругов появляются различные уровни тревоги, которые приводят к враждебным состояниям по отношению к другим людям. Исследование показало, что испытуемых из разведенных семей можно назвать высоко тревожными людьми.

Проанализировав полученные данные с позиций качественного анализа, мы получили следующие результаты:

61% изучаемой выборки имеют высокий уровень тревоги, из них: 38,8% выражают средний уровень тревоги (с тенденцией к высокому), 11,1% выражают высокий уровень тревоги, 11,1% выражают очень высокий уровень тревоги, 22,2% респондентов, имеют средний уровень тревоги (с тенденцией к низкому) и 16,6% респондентов, имеют низкий уровень тревоги.

. Высокая тревожность у разведенных супругов выражается в убеждении о том, что они являются плохими людьми, что они поступают плохо, а так же они ощущают угрызения совести из-за того, что виноваты в разводе. Выражение негативных чувств после развода повышает использование физической силы и агрессию, окольным путем направленную на других людей.

Так внутренняя композиция разведенных супругов проявляет следующие выраженные корреляции (значение коэффициента корреляции Пирсона r = 0,424, при р <0,01; значение коэффициента корреляции Пирсона r = 0,329, при р <0,05):

Косвенная агрессия и вербальная агрессия: 0,335*;

Физическая агрессия и вербальная агрессия: 0,478**;

Обида и чувство вины: 0,654**;

Уровень тревоги и чувство вины: 0,365*.

. После развода супруги на работе заставляют себя, легко входит в любую роль, гибко реагировать на изменение ситуации, хорошо чувствовать и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое они произведут на окружающих, при этом повышая агрессивные состояния. Повышенная агрессивность после развода влияет на готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении, зависти и ненависти, в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к окружающим людям. Разведенные супруги считают себя одинокими и несчастливыми, это приводит их к повышению тревожного состояния, вызывая разные агрессивные реакции, которые направлены на близких и окружающих людей, а так же на себя.

Так внутренняя композиция разведенных супругов проявляет следующие выраженные корреляции (значение коэффициента корреляции Пирсона r = 0,424, при р <0,01; значение коэффициента корреляции Пирсона r = 0,329, при р <0,05):

Подозрительность и агрессивность: 0,788**;

Обида и агрессивность: 0,447**;

Раздражение и агрессивность: 0,403*;

Уровень тревоги и агрессивность: 0,789**;

Самоконтроль в общении и агрессивность: 0,354*.

Полученные результаты позволяют нам заявить о том, агрессивность супругов после развода может отражаться на тревожных состояниях, а так же на том, как они поведут себя в общении с другими людьми. Исследование показало, что супруги из разведенных семей выражают низкий уровень агрессивности.

Проанализировав полученные данные с позиций качественного анализа, мы получили следующие результаты:

66,6% изучаемой выборки имеют низкий уровень агрессивности, из них: 11,1% выражают средний уровень агрессивности, 22,2% выражают высокий уровень агрессивности.

. Враждебное состояние разведенных супругов влияет на использование ими физической силы, оппозиционной манеры в поведении, проявлении негативных чувств при малейшем возбуждении через крик, визг, проклятия, угрозы. После развода супруги вынуждены приспосабливаться в обществе и на работе, но при этом они теперь более осторожны и недоверчивы, так же они могут завидовать и ненавидеть окружающих.

Так внутренняя композиция разведенных супругов проявляет следующие выраженные корреляции (значение коэффициента корреляции Пирсона r = 0,424, при р <0,01; значение коэффициента корреляции Пирсона r = 0,329, при р <0,05):

Вербальная агрессия и враждебность: 0,637**;

Негативизм и враждебность: 0,470*;

Раздражение и враждебность: 0,652**;

Физическая агрессия и враждебность: 0,754**;

Самоконтроль в общении и враждебность: 0,342*.

Полученные результаты позволяют нам заявить о том, что после развода супруги в общении проявляют враждебные состояния против окружающих. Исследование показало, что испытуемых из разведенных семей можно назвать враждебными.

Таким образом, проанализировав полученные данные с позиций качественного анализа, мы получили следующие результаты:

80% изучаемой выборки имеют высокие показатели уровня враждебности, из них: 55,5% выражают средний уровень враждебности; 27,7% выражают высокий уровень враждебности, 16,6% - низкий уровень враждебности.

. Низкий показатель физической агрессии и высокой обиды взаимосвязаны, так как, чем ниже вербальная агрессия, тем выше обида и чувство вины. Результаты выявляют следующие отрицательные взаимосвязи:

Физическая агрессия и обида: - 0,407*;

Обида и вербальная агрессия: - 0,570**;

Вербальная агрессия и чувство вины: - 0,443**.

Выявленные отрицательные корреляции позволяют нам утверждать, что разведенные супруги сдерживают свою физическую агрессию и не выражают негативные чувства, что приводит их к зависти и ненависти по отношению к окружающим. Подавление негативных чувств выражается в возможном убеждении в том, что они считают себя плохими, что поступают зло, а также они ощущают угрызения совести после развода [22].

Таким образом, статистически достоверно мы можем утверждать, что супруги, пережившие развод, проявляют определенные личностные особенности: низкий уровень коммуникативного контроля и высокий уровень тревоги; в состояниях агрессии у них преобладает физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, обида, вербальная агрессия, чувство вины.

Итак, поставленная цель достигнута, выдвинутая гипотеза о том, что у супругов, переживших развод существуют определенные личностные особенности: низкий уровень коммуникативного контроля, высокий уровень тревоги; в состояниях агрессии преобладает: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, обида, вербальная агрессия, чувство вины; а так же о том существуют взаимосвязи между уровнем тревоги и агрессивными состояниями, а так же между самоконтролем в общении и враждебностью - подтвердилась.

Список литературы

Учебники, монографии, брошюры

1. Авсиевич М.Т., Мельник Л.И. Супружеские конфликты и пути их преодоления. - М.: Материал в помощь лектору, 1998. - 22 с.

2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М.: Класс, 2000. - 380 с.

3. Андреева Т. Психология семьи. - СПб.: Питер, 2013. - 336 с.

. Бабосов Е. Конфликтология. - М.: Амалфея, 2012. - 324 с.

5. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. - СПб.: Речь, 2001. - 557 с.

6. Витакер К.А., Нейпир О. Семья в кризисе. Опыт терапии одной семьи, преобразивший всю ее жизнь. - М.: Когито-Центр, 2005. - 126 с.

7. Вольфсон С.Я. Семья и брак в их историческом развитии. - М.: Соцэкгиз, 1937. - 244 с. Режим доступа: http://elib.bsu.by/

. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: Издательство МГУ, 1987. - 175 с

. Гришина В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2008. - 480 с.

10. Дружинин В.Н. Психология семьи. - СПб: Питер, 2006. - 176с.

11. Дюваль Е.М. Развитие семьи. - Вильнюс: Минтис, 1957. - 533 с.

12. Елизаров А.Н. Психологическое консультирование семьи. - М.: Ось-89, 2005. - 400 с.

13. Карабанова О.А. Психология семейных отношений: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2006. - 320 с.

. Ключников С.Ю. Семейные конфликты: практика решения. - СПб.: Питер, 2002. - 560 с.

15. Кулишер М. Развод и положение женщины. Зависимость семейных отношений от общественного строя. - М.: Либроком, 2012. - 304 с.

. Кюблер-Росс Е. Жизнь, смерть и жизнь после смерти. Что нам известно? - М.: Издательство "ИГ Весь", 2012. - 96 с.

. Максимов А. Что сделано по истории семьи? Очерк современного положения вопроса о первобытных формах семьи и брака. - М.: Либроком, 2012. - 176 с.

18. Малкина - Пых И.Г. Семейная терапия. - М.: Эксмо, 2006. - 992 с.

19. Масликов И. Юридический словарь. - М.: Издательство Дашков и Ко, 2010. - 320 с.

. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. - М.: Смысл, 2011. - 496 с.

21. Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. - Ярославль: Академия развития, 2002. - 160с.

. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. - М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. - 479 с.

. Обозов Н.Н. Психология конфликта. - СПб: АППиМ, 1999. - 376 с.

. Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Три подхода к исследованию психологической совместимости // Психология семьи. - Самара: Бахрах - М., 2002. - 546 с.

. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: ОНИКС, 2009. - 736 с.

26. Олифирович Н., Зинкевич-Куземкина Т., Велента Т. Психология семейных кризисов. - СПб.: Речь, 2006. - 260 с.

27. Платонов Ю.П. Психология конфликтного поведения. - СПб.: Речь, 2009. - 544 с.

28. Психологическая энциклопедия / Пед ред. А. Ауэрбах, Р. Корсини. - СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.

. Райгородский Д. Психология и психотерапия семейных конфликтов. - Издательство "Бахрах-М", 2008. - 736 с.

. Райгородский Д. Энциклопедия психодиагностики. Том 3. Психодиагностика семьи. - Издательство "Бахрах-М", 2009. - 696 с.

31. Ребер, А. Большой толковый психологический словарь. - М., 2000. - 866 с.

32. Рида Мухаммад С.Ф. Семья с точки зрения Ислама и психологии. - Садра, 2013. - 192 с.

33. Розенфельд А. Симптомы. Больны ли Вы? Насколько серьезно? Нужно ли вам к врачу? - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. - 367 с.

34. Сатир В. Вы и ваша семья. - М.: Апрель-Пресс, 2011. - 288 с.

. Семенов Ю. Происхождение брака и семьи. - М.: Либроком, 2014. - 310 с.

. Соколовский Л. О постепенном развитии идеи брака в Древнем мире. - М.: Либроком, 2013. - 152 с.

37. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. - М.: Мысль, 1989. - 378 с.

38. Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей : монография. - Москва : Центр социальной педагогики, 1996. - 218 с.

. Торохтий В., Прохорова О. Психологическое здоровье семьи. - М.: Каро, 2009. - 160 с.

. Царенко Н. Развод родителей глазами детей. - Ростов на Дону: Феникс, 2013. - 192 с.

41. Целуйко В.М. Психология современной молодой семьи. - М.: Владос, 2004. - 288 с.

. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. - М.: Апрель - Пресс, 2000. - 512 с.

43. Шнейдер Л.Б. Семья. Оглядываясь вперед. - СПб.: Питер, 2013. - 368 с.

44. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 2008. - 652 с.

Диссертации и авторефераты диссертаций

45. Шаймухаметова С.Ф. Психические состояния супругов на разных этапах развития семьи : диссертация... кандидата психологических наук : 19.00.01 : Казань, 2010. - 188 с. Режим доступа: <http://www.dslib.net/>

ПРИЛОЖЕНИЯ

Как купить готовую работу?
Авторизоваться
или зарегистрироваться
в сервисе
Оплатить работу
удобным
способом
После оплаты
вы получите ссылку
на скачивание
Страниц
72
Размер файла
108.29 КБ
Просмотров
255
Покупок
0
Личностные особенности супругов, переживших развод
Купить за 600 руб.
Похожие работы
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
Прочие работы по предмету
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
103 972 студента обратились
к нам за прошлый год
1953 оценок
среднее 4.2 из 5
Александр Спасибо большое за работу.
uzinskayaantonina Прекрасный эксперт, все очень хорошо сделала, умничка каких мало, были проблемы с самим сайтом (некорректно работал...
Михаил Спасибо большое за доклад! Все выполнено в срок. Доклад был принят и одобрен.
Михаил Очень долго искала эксперта, который сможет выполнить работу. Наконец-то нашла. Работа выполнена в срок, все,как...
Юлия работа выполнена отлично, раньше срока, недочётов не обнаружено!
Юлия Работа выполнена качественно и в указанный срок
Ярослава Эксперта рекомендую !!!! Все четко и оперативно. Спасибо большое за помощь!Буду обращаться еще.
Ярослава Благодарю за отличную курсовую работу! Хороший эксперт, рекомендую!
Марина Хорошая и быстрая работа, доработки выполнялись в кратчайшие сроки! Огромной спасибо Марине за помощь!!! Очень...
Мария Благодарю за работу, замечаний нет!

Рассчитай стоимость работы через Telegram